Во время погрузо-разгрузочных работ и транспортировки грузов кузов прицепа или микроавтобуса подвергается серьезным испытаниям. Регулярные ударные нагрузки негативно сказываются на состоянии защитного слоя металлических элементов, которые со временем начинают ржаветь.
Чтобы избежать этого, пол грузовиков, прицепов и микроавтобусов обшивают транспортной фанерой. Она не только защищает кузов и увеличивает срок службы автомобиля, но и препятствует скольжению груза во время движения, обеспечивая его 100-процентную сохранность.
Виды транспортной фанеры
Сегодня на рынке представлена ламинированная фанера двух видов:
- гладкая с обеих сторон (F/F);
- с сеткой на одной из сторон (F/W).
Гладкая транспортная фанера предназначена для обшивки стен, дверей, а также бортов грузовиков и прицепов. Она обладает повышенной водостойкостью, а потому не деформируется при резких перепадах температуры.
Что касается транспортного настила, то его изготавливают преимущественно из ламинированной фанеры с тиснением сеткой. Основная причина – нескользящее покрытие, способное повысить безопасность перевозимого груза. Материал подходит для обшивки крытых транспортных средств, открытых бортовых машин и прицепов.
Особенности и преимущества транспортной фанеры
Чаще всего для обшивки транспорта используют ламинированную фанеру. Подобное решение обусловлено следующими преимуществами материала:
- износостойкость;
- высокая прочность;
- водонепроницаемость;
- устойчивость к расслоению и разбуханию;
- устойчивость к образованию плесени и грибка;
- универсальность (может использоваться в любых климатических условиях);
- простота монтажа (легко нарезается под требуемые размеры);
- отсутствие эффекта скольжения;
- эстетичный внешний вид;
- пожаробезопасность.
Важно! В грузовых автомобилях нередко устанавливают автономные нагреватели. Подобное оборудование не должно соприкасаться с ламинированной фанерой, поскольку это может привести к вздутию верхнего покрытия. Также следует избегать регулярного нагрева материала из-за направленного вниз горячего воздуха.
Какие листы выбрать для транспортного настила?
Оптимальным вариантом для обшивки пола грузовика или прицепа считается ламинированная сетчатая фанера, изготовленная из березового шпона. Слои скрепляют между собой при помощи клея на основе фенолформальдегидных смол (ФСФ). Это обеспечивает высокую прочность и устойчивость к влаге. Остается лишь подобрать материал, подходящий по толщине, размеру и сорту.
Толщина транспортной фанеры
При выборе толщины фанеры для транспортного настила следует учитывать эксплуатационную нагрузку. В частности:
- для микроавтобусов и прицепов подойдет лист толщиной 12-18 мм;
- в грузовиках укладывают фанеру толщиной 21-40 мм.
Важно! Окончательный выбор толщины зависит от типа основания. Более тонкие листы укладывают на ровный металлический пол. Если же фанера будет работать на изгиб, стоит отдать предпочтение материалу толщиной 30/35/40 мм.
Сорт транспортной фанеры
Согласно ГОСТу 53920-2010, ламинированная фанера имеет 3 сорта:
- допускаются лишь незначительные царапины на поверхности материала;
- верхнее покрытие может иметь глубокие царапины, а также накладки пленки;
- материал с большим количеством дефектов (в том числе, вздутием).
Поскольку царапины и прочие повреждения негативно сказываются на сроке службы фанерного листа, транспортный настил рекомендуют выполнять исключительно из материала 1 сорта.
Так какую фанеру использовать для транспортного настила в грузовиках, прицепах и микроавтобусах? Оптимальным решением станет:
- ламинированный лист с сеткой F/W;
- сорта 1/1;
- из березового шпона;
- толщиной 21-40 мм.
Что касается размера, то самым популярным вариантом остается 2440х1220 мм, хотя в продаже также можно найти фанеру формата 1500х3000 мм. При этом большинство поставщиков оказывает услугу по распилу материала по заданным параметрам, что облегчает дальнейшую работу по обшивке грузового автомобиля.